Аналитика


Были "вызовами", стали "угрозами": НАТО готов обороняться от России и Китая
Армия и ВПК | В России | За рубежом

Запад готов обороняться от России и Китая, которые представляют для НАТО не просто вызовы, как раньше, а угрозы. Североатлантический альянс ужесточил риторику по отношению к Москве и Пекину.

Россия возглавила список угроз для альянса в совместном коммюнике саммита НАТО, который прошел в июне. Как сообщает Deutsche Welle, там отмечается, что НАТО не вернется "к обычному ведению дел" с Москвой, пока та не докажет своей приверженности принципам международного права. При этом, как подчеркнул генсек НАТО Йенс Столтенберг, ни одна страна также не может противостоять вызовам со стороны Китая в одиночку, поэтому Запад должен выработать единую позицию по отношению к Пекину.

Саммит этого года показал, что НАТО претендует на глобальную роль, готовится к функциональной перестройке и решительным действиям в сфере киберпространства, в космосе и в вопросах безопасности.

"Казалось бы, что тут такого, ведь НАТО — организация коллективной безопасности и обороны, и в этом смысле она должна обеспечивать оборону, но в такой четкой формуле, когда страны участницы подписываются под тем, что они готовы обращаться в НАТО по всем вызовам безопасности, я вижу самый серьезный результат саммита НАТО", — отмечает заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессор МГИМО МИД России Дмитрий Данилов.

Раньше саммиты НАТО были посвящены согласованию позиций: включать космос в сферу оперативной активности или не включать, обсуждать Китай или нет. Теперь вопросы звучат иначе. "Вся тематика, связанная с безопасностью, а это практически все направления современной международной политики, все это, как декларировано, является предметом интереса и активности НАТО", — пояснил политолог.

Если раньше вопрос о присутствии НАТО в Арктике был открытым, то теперь это вопрос решенный.

"НАТО говорит, что будет заниматься там проблемами, связанными с климатическими вызовами. Основной источник климатических проблем — Арктика. Поэтому НАТО совершенно спокойно может провести проекцию на вполне понятные темы, связанные с претензиями на урегулирование проблемы с Северным морским путем вокруг побережья России. Это все говорит о том, что НАТО, действительно, становится глобальной организацией", — заметил Данилов.

НАТО назвала Россию и Китай основными угрозами для западного мира, хотя раньше альянс употреблял понятие "вызовы", говоря об этих странах.

"Это не простая игра в слова, очевидно, что такие понятия, как вызовы или угрозы, требуют поиска соответствующих реакций, набора методов противоборств этим вызовам и угрозам. Если в отношениях России и НАТО речь идет о взаимном сдерживании и не только о конфликте, но уже отношениях эскалации, то вопрос с Китаем остается открытым. НАТО говорит, что можно было бы развивать взаимоотношения с Китаем, но каким образом это делать в условиях, когда в отношении Китая принята настолько жесткая политика?" — подчеркнул эксперт.

Полтора года назад после саммита НАТО в Лондоне, китайский МИД заявил, что Китай не угрожает международному порядку, а ему угрожают односторонние действия отдельных игроков на международной арене, напомнил Данилов.

Российско-американские отношения находятся на дне, но это дно еще можно пробить, считает декан факультета мировой политики, заведующий кафедрой международных организаций и мировых политических процессов МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Сидоров. После заявлений американской администрации о том, что к России нужно подходить с позиции силы, нельзя было ожидать чего-то иного от саммита НАТО, считает политолог.

"Для США необходимо обозначить те основные реперные точки в отношениях с Россией, красные линии, которые переходить нельзя. И самым позитивным результатом была бы договоренность о восстановлении дипломатической жизни. Посольства США и наши дипмиссии в США работают если не наполовину, то в значительно сжатом режиме", — заявил Сидоров.

При всей категоричной риторике по отношению к России и Китаю, блок НАТО до сих пор не принял стратегическую концепцию. Действующая стратегия от 2010 г. реалиям современной жизни не отвечает: там нет Китая, а Россия представлена, как партнер, напомнил эксперт. Новый документ НАТО планирует принять только в 2022 г.

Нынешняя администрация США подходит к решению внешнеполитических вопросов с точки зрения глобальных интересов, в отличие от Трампа, который ставил в центр США.

"Байден разрабатывает и реализует тот план, который должна была реализовать Хиллари Клинтон, если бы не случился "сбой" с Трампом — создание глобальной системы, которая обеспечит лидерство США на обозримую перспективу до конца нынешнего века. Главная идея — глобализация НАТО. Слияние двух американских союзных систем, НАТО и Сан-Францискской системы с теми двусторонними военными союзами, которые существуют на Тихом океане", — пояснил Сидоров.

США и коллективному Западу хотелось бы с наскока изменить поведение России и состав российского руководства, но этого сделать не удается, и игра идет в долгую. А в долгую американцы играют только определенным образом — с помощью концепции сдерживания.

"В последние годы происходит создание периметра вокруг Китая и России. Идея США насчет того, что те структуры, где мы участвуем с США, Западом и Китаем, необходимо менять, снижая роль России и Китая в международных делах, не умерла и в любой администрации она повторяется. Помните, какие грубые наезды были от администрации Трампа на ООН? Байден может действовать более мягкими способами, создав внутри ООН лигу демократии и требуя чтобы они прислушались к голосу большинства. В этом контексте сама позиция НАТО становится более ясной, поскольку появляется глобальная роль НАТО, как инструмента военного давления, как полицейского, нового мирового полицейского", — выразил свое мнение Андрей Сидоров.

Некоторые страны НАТО уже активно вовлечены в происходящее в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сидоров напомнил учения Quad, которые проводят США, Япония, Австралия и Индия. В апреле к учениям вдруг присоединилась Франция и, возможно, в следующем году присоединится Англия.

"Европейские союзники НАТО уже вовлекаются в вопросы, которые их, казалось бы, не касаются. В результате мы имеем глобальную сеть американских государств, которые имеют определенные военные компании, которые ведут постоянные консультации, а затем покрывают НАТО. Это контуры нового мирового порядка, когда есть американоцентричная система, основанная на правилах, и, с другой стороны, два противника, которым надо не давать играть, сужать постоянно сферу их деятельности", — высказал свое мнение эксперт.

Давление на Россию и Китай будет расти. Уже сейчас в НАТО обсуждают создание центра мониторинга, в котором будут отслеживаться отношения России и Китая.

Между тем, Китай представляет для НАТО угрозу не военную, а экономическую, считает проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России Олег Иванов. "НАТО обеспокоен китайским контролем над критической инфраструктурой — 5G, аэропортами, морскими портами. Китай не экспортирует ценности за пределы своей страны, в отличие от НАТО", — добавил Иванов.

Что касается России, то здесь, действительно, растет напряженность. И она не экономического характера.

"Положительный момент — НАТО не собирается размещать ракеты с ядерным оружием наземного базирования. Важно было бы вернуться к инициативам, которые мы предложили НАТО, по снижению военного противостояния. Предложения были высказаны вполне конкретно — договориться о расстояниях, на которые не должны приближаться военные корабли и самолеты России и стран НАТО, о расстоянии военных учений от границ, и добиться большей прозрачности об их сценариях", — считает проректор Дипломатической академии МИД.

По его словам, с каждым годом растет количество полетов авиации стран НАТО вдоль российских границ. В 2019 г. — 81, в 2020 — более 130 полетов.

Еще один повод для НАТО повышать свою активность — возможная угроза для Прибалтики со стороны Белоруссии, которая, со слов президента Литвы, может быть поглощена Россией, считают эксперты.



Анна Смирнова